Краткая история русской рифмы для чайников, ч. 1


Оглавление
Часть 2->

Этой заметкой я начинаю небольшой цикл статей. Задача цикла в том, чтобы дать первые намётки тем, кто хочет научиться ориентироваться в звучании различных видов русских рифм, натренировать ухо на восприятие рифмы, познакомиться с развитием рифмы, начать чувствовать разные стили рифмовки и т.д. и т.п. Разумеется, для того, чтобы вникнуть в вопрос всерьёз, действительно глубоко развить свой поэтический слух и получить полный эффект от расширившегося восприятия, этих статей будет безнадёжно мало.

Тем, кто заинтересуется вопросом, желательно сделать две вещи. Во-первых, найти книгу Холшевникова «Мысль, вооружённая рифмами». Это поэтическая антология, собравшая примеры стиха с XVIII века по последнюю четверть XX века. Собственно антология предварена кратким изложением основ теории русского стиха, кроме того, про каждую эпоху есть отдельный рассказ с описанием её особенностей и достижений в развитии стиха, а каждое стихотворение кратко разобрано с точки зрения формальных моментов. Во-вторых, читать классическую поэзию, причём самую разную, стараясь осознать ранее не замечавшиеся детали звучания и формальные моменты. Можно начать с той же антологии, а вообще желательно составить представление хотя бы о стиле примерно полутора десятков крупнейших поэтов за последние двести лет.

Мы же пока пробежимся «галопом по Европам», хотя всё же содержание не является, надеюсь, банальным пересказом читанных мною книг, есть и некоторые свои мысли. Но всё будет рассказываться просто, и никакого, упаси Боже, научного значения цикл статей не имеет, чисто практическое.

Современная традиция русской рифмы начинается с русской книжной поэзией, но более-менее привычный нам вид рифма приобретает в XVIII веке. Мы же за точку отсчёта возьмём не архаичные на сегодня стихи XVIII века, а пушкинскую эпоху, когда поэзия приобретает родные нам формы. В ту пору царила точная рифма, с неё и начнём. Потом перейдём к кризису рифмы в XIX веке, а затем обсудим то, как этот кризис был разрешён.

Итак, классическая точная рифма. Самое первое правило, с которого стоит начать, звучит просто:
МЕНЬШЕ ДВУХ СОВПАДАЮЩИХ ЗВУКОВ — НЕ РИФМА (но и двух может не хватать)

Представления о классической точной рифме сформировались ещё в пушкинское время. Все последующие эпохи шло последовательное развитие рифм неточных. Но о неточных рифмах сейчас речи идти не будет. Вернёмся в XIX век, к азам уровня урока русского и литературы классе в пятом, без них двигаться к неточным рифмам бессмысленно. 99% нормальных рифм того времени строятся так:

1. Все звуки, начиная с последнего ударного гласного, совпадают. Не буквы, звуки. Когда рифмуют «Бог — вздох», «сержусь — ус», «милый — силой», «дождь — рощ», это значит, что произносят их одинаково (Бох, сержус, милой, дощ — и в сценической речи всё это живо до сих пор). Когда в одном слове глухая согласная, а в другом — звонкая, то рифма есть только тогда, когда звучание схоже. «Поп — лоб» — пожалуйста, а вот «строфа — голова» — нет. Из гласных можно считать одним звуком И и Ы, также не различаются чаще всего варианты одной фонемы, например, гласный звук в Э и Е, а также вариации звучания одного гласного звука в открытых и закрытых слогах.

2. Не меньше двух совпадающих звуков, в том числе хотя бы один согласный. Если слова кончаются ударным гласным, то и звук перед ним должен совпасть. «Луна — волна» и т.п., но не «луна — душа». ВСЁ, ГДЕ СОВПАДАЕТ МЕНЕЕ ДВУХ ЗВУКОВ — НЕ РИФМА. А если гласных звуков на конце несколько подряд, так что нет даже Й, возникшего между гласными буквами, то созвучие обычно распространяется до тех пор, пока не захватит хоть какой-то согласный звук.

3. Если ударение падает не на последний слог, то допускается, чтобы одно из слов заканчивалось на Й, а другое — нет: «Тани — свиданий» и т.п. Но не «свежо — чужой».

4. Однокоренные слова почти никогда не рифмуют (хотя можно вспоминать знаменитое пушкинское «занемог — не мог»).

5. Обычно хорошо, если совпадает больше звуков, чем минимально требуется. Такая рифма называется богатой. Если рифма грамматическая (слова одной части речи в одной форме), желательно богатое созвучие, а если ещё и ударение на последнем слоге, то оно почти обязательно. «Водой — пеленой» — рифма бедноватая, а вот «водой — слюдой» уже лучше.

Есть буквально несколько исключений, но они большой роли не играют. Можно вспомнить лермонтовское «ловлю — на Ю»… И забыть.

Часть 2->