Краткая история русской рифмы для чайников, ч. 4


Оглавление
<-Часть 3 Часть 5->

Что ж, нас ждут рифмы современные. Пока мы отложим вопрос, когда именно эти рифмы хороши, хотя ясно, что всё хорошо только на своём месте. Просто посмотрим на некоторые распространённые приёмы. На полноту описания не претендую, слишком много всего уже придумано, так что речь не о детальной классификации, а о тенденциях в образовании созвучий.

Усечение рифмы. От классического «тени-видений» до радикальных «земле-проблем», «судьбы-быть» и даже «ума-мачт». Созвучие проявляется отбрасыванием финальных согласных одного из слов. Гораздо резче звучит в мужских рифмах (т.е. с ударением на последний слог).

Вставка согласных звуков в одном из слов, а то и в обоих. «Билет-лент», «ком-корм», даже иногда «гром-корм».

Глубокая (олевевшая) рифма. Пастернаковское «высыхали-Сахаре». «Гойя-нагое-голод-горло…» Вознесенского. Концевое созвучие ослаблено, «центр тяжести» созвучия перенесён левее («закон сохранения» в чистом виде, здесь он особенно заметен).

Составная рифма. «Субсидия-суп сидя я» (точная), «незнаемого-из окна моего» (неточная),

Неравносложная рифма. «Сыграна-выгравированы», «скрывшееся-крыши». Последнее ударение на разном расстоянии от конца строки. Чуть более характерно для акцентного стиха, силлабо-тонику слегка расшатывает (но это уже к разговору о ритмике). Гораздо естественнее звучит при длинных клаузулах (дактилических и длиннее), требует некоторой привычки читателя.

Диссонансная рифма. Рифмуется, но ударный гласный — разный. Звучит необычно. Часто требует очень сильного созвучия остальных звуков. «Сезон-Сезанн». Много у Даниила Андреева, например, в «Железной мистерии», позже попадается у Бродского.

Что может усиливать созвучия и обогащать рифму?

Дополнительные звуки слева от ударного гласного (это классика).

Общее сходство образа слова с образом рифмуемого («Псков-песков», «ведом-вдвоём»).

Большое количество созвучных звуков, пусть даже и расположенных не в том порядке (то же «ведом-вдвоём»; бывает даже «мгле-Кремль» — у современного поэта Александра Чжоу).

Частично схожие звуки, например, твёрдые с мягкими («хор-хорь»), М с Н, Л с Р и т.п. часто, пусть чуть-чуть, но дополнительно усиливают рифму.

Похожее написание при не до конца схожем звучании — тоже, пусть очень небольшой, но плюс.

Как привыкнуть и освоить? Читайте поэтов, часто использовавших «современную рифмовку». Раннего Пастернака, Маяковского, Даниила Андреева, например. И пробуйте на вкус, как пробовали грамматические и неграмматические рифмы у Пушкина.

В следующий раз мы разберём рифмовку в отличном примере из раннего Пастернака.

<-Часть 3 Часть 5->