Ритмика русского стиха для чайников, ч. 2


Оглавление
<-Часть 1 Часть 3->

В предыдущей части мы примерно разобрались с тем, что такое силлабо-тоническое стихосложение, безоговорочно преобладавшее в русской книжной поэзии до XX века. Теперь поглядим на то, как устроены силлабо-тонические стихи, что такое размеры и какими они бывают, причём начнём со старых добрых двухсложных, хорея и ямба. Но для начала условимся о способе записи.

Сейчас нас будет интересовать в основном не ритм, а метр (помните, ритм — это реальный изменчивый рисунок ударений конкретных стихов, а метр — схема расположения сильных и слабых слогов, шаблон, вокруг которого пляшет ритм; и метр в классической силлабо-тонике — вещь устойчивая, а часто и вовсе не изменяющаяся в течение произведения). Поэтому и систему записи мы будем пока использовать такую, которая не показывает реальных ударений, а только сильные и слабые слоги, т.е. места, к которым ударения в стихе тяготеют и места, к которым ударения не тяготеют. Для обозначения таких мест нам достаточно двух знаков. В классической системе записи этими знаками были чёрточка (сильный слог) и дуга (слабый), но такие знаки были уместны до эры машинописи и компьютеров, в наши же дни хочется чего-то, более удобного для набора в текстовых редакторах, поэтому мы будем использовать для сильных слогов восклицательный знак, а для слабых — чёрточку. Вот так:

Мой дядя самых честных правил,
— ! — ! — ! — ! —
Когда не в шутку занемог,
— ! — ! — ! — !
Он уважать себя заставил
— ! — ! — ! — ! —
И лучше выдумать не мог
— ! — ! — ! — !

Что мы здесь видим? Мы видим, что каждый стих состоит из:

  • четырёх повторяющихся ритмических фигур (это и есть стопы) — четырёх стоп ямба (каждая записывается как «— !»; собственно, размер и называется «четырёхстопный ямб», потому что тут четыре стопы ямба в каждой строке);
  • присутствующего в стихах с женской рифмой финального слабого слога.

Если обобщить, получаются две основные части стиха: регулярная часть стиха (состоит из повторяющихся стоп) и клаузула (замыкающие слабые слоги).

Двухсложные размеры — те, у которых стопа имеет длину в два слога. Самый распространённый — ямб, пример которого мы видим. Есть ещё хорей. Чем он отличается? Только тем, что стопа его имеет вид не «— !», а «», то есть строка начинается с сильного слога. Есть термин «анакруза», обозначающий слабые слоги в начале стиха (до первого сильного). В ямбе анакруза состоит из одного слога, а в хорее анакруза нулевая. Вот и всё формальное различие двух размеров.

Не поправить дня усильями светилен,
! — ! — ! — ! — ! — ! —
Не поднять теням крещенских покрывал.
! — ! — ! — ! — ! — !
На земле зима, и дым огней бессилен
! — ! — ! — ! — ! — ! —
Распрямить дома, полегшие вповал.
! — ! — ! — ! — ! — !

Здесь мы видим шестистопный хорей. Заметьте, что последняя стопа в чётных стихах короче. Это не имеет значения: когда говорят о числе стоп, имеют в виду число сильных слогов в стихе, а безударные слоги в конце последней стопы могут быть опущены, что вроде бы делает стопу неполной, но никак не влияет на общий счёт стоп. То, что идёт после заключительного сильного слога, по-прежнему называется клаузулой. В строках с женской рифмой клаузула односложная, в строках с мужской — нулевая.

Почему, кстати, ямб используют чаще хорея? Просто так уж сложилось исторически: в реальности размеры равноправны, и смешно было бы утверждать, что ямб имеет перед хореем какие-то преимущества. Тредиаковский, к слову, откровенно не любил ямб, предпочитая ему хорей. В общем, все подобные предпочтения — только вопрос личного восприятия и традиций.

Таким образом, мы только что рассмотрели два двухсложных размера, ямб и хорей. Отличаются они между собой только анакрузой (хорей имеет нулевую анакрузу, а ямб — анакрузу длиной в один слог). Когда говорят о числе стоп в стихе, допустим, используя термин «пятистопный хорей», это значит, что в стихе пять сильных слогов (справедливости ради скажем, что в стихотворении от стиха к стиху число стоп может меняться, иногда по какому-то понятному закону, а иногда и довольно причудливо, так что не про всякое стихотворение можно просто сказать, что оно написано размером с таким-то количеством стоп).

А теперь небольшое «домашнее задание». Посмотрите на приведённые ниже примеры стихов, написанных двухсложными размерами. Определите размер (ямб или хорей) и число стоп в стихе. Обратите внимание на клаузулы и их длину. Ответ — в следующий раз.

1
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье…

2
Драма и написана, и сыграна.
Два числа по сторонам черты.
Даты жизни на могиле выгравированы —
Каменны, безжалостны, тверды.

3
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.

4
Я видел небеса, что спятили давно,
Меж звёздных островов я плыл с астральной пылью…
Неужто в тех ночах ты спишь, окружено
Златою стаей птиц, Грядущее Всесилье?

5
Я пойду по гулким шпалам,
Думать и следить
В небе желтом, в небе алом
Рельс бегущих нить.

<-Часть 1 Часть 3->